Подрастающее поколение подстерегает много опасностей, и одна из них – это алкогольные напитки. Даже однократное их употребление подростком может навредить растущему организму. К сожалению, в теле человека нет таких тканей, которые не подвластны поражению алкоголем. Попадая в организм, он медленно расщепляется в печени, и только 10 % употребленного напитка выводится полноценно. Оставшийся алкоголь циркулирует по крови до полного расщепления. Молодые ткани еще не способны блокировать поступление больших доз, из-за чего вредитель быстро распространяется по организму. Тема «алкоголь и подросток» такая же вечная, как «отцы и дети». Мало кто понимает, что его употребление – это не забава. Токсическое воздействие оказывает вред не только на печень, но и на всю нервную систему. В подростковом возрасте ткани беднее на наличие фосфора, но богаты на воду, поэтому алкоголь быстрее растворяется в крови у ребенка, чем у взрослого человека.
Опустошающее воздействие
Частое употребление алкоголя приводит к нарушению психики, задержка развития – это даже не худший вариант. С каждой каплей подросток не становится умнее, а наоборот, все больше и больше тупеет, как эмоционально, так и интеллектуально. Напиток не выбирает себе мишень в человеческом теле, он бьет по самым уязвимым местам, среди которых есть печень. Не все знают, что влияние алкоголя на подростка пагубное, ведь страдает не только отдельный орган, а весь организм в целом. Вредитель нарушает структуру клеток, что приводит к перерождению тканей. При постоянном употреблении алкоголя ткань печени начинает умирать, что приводит к таким заболеваниям, как цирроз. Подростки часто не думают, когда совершают те или иные поступки, в них бурлит молодая кровь и подвиги для них – это дело обычное. Взрослый организм уже знает, как сопротивляться большим дозам, молодой же еще не осведомлен в этом деле. К сожалению, влияние алкоголя на растущее тело такое быстрое, что порой сложно осознать, что была преступлена черта дозволенного. В молодом организме все органы еще только «встают на ноги», и подкосить их взросление может любой алкогольный напиток, даже самый слабый. Его удар по печени может привести ко многим заболеваниям, а также проблемам с иммунитетом. Если вы до конца не можете понять, как алкоголь влияет на организм подростка, то следующая информация именно для вас.
Физиологический стресс
При употреблении алкоголя организм подростка испытывает физиологический стресс. Меняется характер, появляется раздражительность, вспыльчивость. Нервная и сосудистая система не успевают за организмом, который растет не по дням, а по часам. Сложно представить, но алкоголь создает настоящий хаос в теле человека. При постоянном его употреблении всегда есть место последствиям, которые могут испортить полноценную жизнь подростку раз и навсегда. Среди них стоит выделить: Самый большой вред наносится мозгу, ведь до 20 лет его работа направлена на обучение, и он должен сохранять связь между нервными клетками. Употребление алкоголя нарушает ее, что приводит к невосприимчивости информации. Угасание нравственных норм, этических и полученных навыков к добру не приведет. Как ни ужасно это осознавать, только 2 % пьющих подростков становятся благополучными личностями. К спиртным напиткам растущий организм привыкает намного быстрее, чем взрослый. Многие подростки пьют алкоголь и даже не задумываются над тем, что таким образом они убивают свою нервную систему. Чрезмерное употребление спиртных напитков влечет за собой появление психических расстройств. Кроме психики нарушается и иммунная система, в связи с чем ребенок часто болеет. Молодежь не задумывается над тем, что алкоголь может нанести вред их репродуктивной системе. Часто у девушек, которые употребляют спиртное, рождаются больные дети. Что касается юношей, то чрезмерный прием алкоголя приводит к нарушению формирования органов сперматогенеза.
Причины алкоголизма в подростковом возрасте
Взрослые часто задумываются над тем, почему их дети употребляют алкоголь. Даже в хороших семьях есть ребята, которые не равнодушны к крепкому напитку. Часто алкоголь и подросток неразлучны в неблагополучных ячейках общества. Но любовь к спиртному может появиться и в приличной семье, когда ребенок пробует напиток ради любопытства. Семейный праздник или прием гостей может стать мотивом для знакомства с алкоголем. Такие случаи сложно назвать причиной алкоголизма, у всего есть свое начало. Причиной употребления спиртных напитков может стать социальная зависимость. Подростки часто нуждаются в одобрении своих сверстников, поэтому стараются некоторым из них подражать, употребляя спиртное или покуривая сигареты. При таком раскладе потребление алкоголя подростками может быть одноразовым, а может вызвать зависимость. Никто не хочет быть белой вороной в обществе, и, чтобы соответствовать социуму, подростку приходится приспосабливаться к окружающей среде, и каждый это делает по-разному. Но основной проблемой общества является приобщение к выпивке в семье. Подростки стараются подражать взрослым, употребляя спиртное, они чувствуют себя на ранг выше. Кроме этого, дополнительную роль играет реклама, которая постоянно мелькает перед взглядом ребенка как дома, так и на улице.
Мотивация к употреблению
Мотивация ребенка к принятию спиртных напитков разделяется на группы. В первой употребление алкоголя подростками вызывает любопытство. Во второй группе находятся факторы психологической мотивации, стремление выделиться из окружающей среды и не отставать от старшего поколения. К какой бы группе ни относился подросток, он еще не приобрел необходимых навыков, поэтому удержать его от употребления спиртных напитков достаточно сложно. Еще не попробовав алкоголь, ребенок знает, что этот напиток будоражит сознание. И жажда его продегустировать не угасает. Уже после первой пробы многие подростки стараются избежать повторной дегустации, ведь вкус напитка и его жгучесть не всем по нраву. Часто детский мозг отторгает всевозможный яд, который попадает в организм. Но постоянные праздники создают все больше и больше соблазна, и не все умеют контролировать свои потребности. И употребление алкоголя среди подростков становится панацеей, и уже сложно остановиться и сделать шаг назад. Человеческая слабость – вот причина зависимости, по крайней мере, одна из них. Но существует еще одна группа мотивов, которая популярна среди молодежи, когда речь заходит об алкоголе. Проблемы в семье, школе, первая любовь, неудачный жизненный опыт – все это может привести к тому, что ребенок захочет разнообразить свою жизнь и уйти от имеющихся у него проблем. Алкогольную зависимость могут усугублять проблемы в семье или в школе. В таком случае подросток выбирает шатание по улицам и распитие напитков, вместо того чтобы возвращаться в свою привычную среду. На сегодняшний день алкоголь и подросток – это не просто словосочетание, это проблема, с которой нужно бороться.
Свободное время: во вред или на пользу?
Если у подростка есть много свободного времени, он старается провести его с пользой для себя. При отсутствии хобби ребенок может после учебы проводить время с друзьями, вместо того чтобы посещать различные секции. Это времяпрепровождение приводит к тому, что дети начинают употреблять алкогольные напитки ради забавы. Благодаря СМИ дети осведомлены о пагубном воздействии спиртного на растущий организм, но это не мешает им пристраститься к тому или иному крепкому напитку. К сожалению, алкоголь среди подростков появляется так быстро, что многие родители не успевают поймать момент, когда их чадо пристрастилось к пагубной привычке. Хуже, когда подросток не ограничивается только пивом, а с каждым разом совершенствует свои навыки в дегустации более крепких напитков. Сказать, что виноваты во всем родители или общество, сложно, ведь зависимость может вызвать любой фактор, в том числе и наследственность.
Алкоголь и подросток
Многие подростки часто хвастаются тем, что большинство спиртных напитков их просто не берет. Не стоит радоваться, так как это первый признак алкоголизма. Часто тандем алкоголя и подростков приводит к плачевным результатам. Устойчивость к спиртному – это симптом серьезного заболевания. Для большинства алкоголиков уже нет разницы в том, выпил он рюмку или бутылку, для него все одинаково. Как все начинается: изначально подросток проявляет активность, после дурачится, а напоследок отключается. Потеря контроля – стойкий признак алкоголизма. Часто пьяницы отличаются слабой волей не только к ограничению приема спиртных напитков, но и по отношению к другим сторонам повседневности. Как это ни печально осознавать, но проблема алкоголизма среди подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. Часто вред алкоголя для подростков может быть необратимым. Много детей употребляют спиртное несколько раз в неделю, что приводит к прочному укреплению в социальной жизни молодежи. Многие уверены, что алкоголь помогает раскрепоститься, открыться миру и себе, но это не так. Преодолеть застенчивость он не поможет, он может только усугубить положение.
Семья и привычки
Все, что происходит с ребенком, должно в обязательном порядке обговариваться в кругу близких людей. Семья – это ячейка, где каждый ребенок должен ощущать поддержку и понимание. Если у ребенка возникает алкогольное пристрастие, взрослые должны не ругать свое чадо, а объяснить ему, чем чревато употребление спиртных напитков. В тандеме алкоголя и подростка беседа – это лучший разлучник. С ее помощью можно донести до ребенка все аспекты употребления спиртных напитков, рассказать обо всех минусах его употребления. Дети должны знать, что алкоголь – это своего рода наркотик. И чем раньше будет выпита первая рюмка, тем скорее появятся последствия. Для ребенка стакан вина – это как для взрослого бутылка водки. Однозначно, вред алкоголя для подростков существует, и с этим нужно бороться. Если бы у детей спросили, есть ли польза от алкогольных напитков, они бы нашли, что сказать. Варианты ответов могут поразить своей неординарностью: Многие подростки уверены, что алкоголь вкусный. После употребления приходит забвение. Раскрепощенность и веселье не заставляют долго себя ждать. Уверенность появляется ниоткуда. Чувство взрослости – вот что круто. После таких ответов чувствуешь себя уязвимым и понимаешь, что большинство детей получает удовлетворение от выпитого, как бы печально это ни было. Влияние алкоголя на подростка незаметно на первых порах, а вот спустя годы могут быть последствия. Хуже зависимости нет ничего. Алкогольная, наркотическая, табачная – не имеет значения, при длительном употреблении исход будет один.
Мнение врачей
Врачи всегда предупреждают родителей, что алкогольная зависимость их детей может привести к серьезным сбоям в молодом организме: Сбой в работе желудочно-кишечного тракта. Нарушение работы печени. Патологии сердечно-сосудистой системы. Воспаление почек и мочевыводящих путей. Снижение иммунитета, восприимчивость к инфекциям. Анемия. Психоэмоциональные расстройства. Не стоит объяснять, что влияние алкоголя на организм подростка чревато психическими заболеваниями, среди которых стоит выделить: Белую горячку. Расстройство памяти. Понижение интеллекта. Потерю трудоспособности. Не секрет, что большинство алкогольных напитков вызывают приятные ощущения, именно поэтому они так и востребованы. Желание пробовать его снова и снова появляется не только у детей, но и у взрослых людей. Если вы хотите знать, как влияет алкоголь на подростка и на его окружение, эта информация для вас. Ухудшение памяти – это первое, что может произойти с ребенком. Он становится невнимательным и рассеянным, такое сложно не заметить. В любом случае портятся отношения с родителями, если они об этом узнают, главное, чтобы эта информация поступила к ним как можно раньше.
Еще одна скрытая сторона
Не стоит забывать о том, что алкоголь может привести к совершению подростком противоправных действий, которые могут повлиять на его дальнейшую жизнь. Импотенция у мужчин и бесплодие у женщин – это не самый худший вариант. Все представители сильного пола, любящие алкоголь, часто быстро набирают в весе, но это не беда. Ведь самое худшее, что может случиться, – это летальный исход.
С привычкой можно бороться
Не будет новостью тот факт, что алкоголь – это зло для людей в любом возрасте. Но спиртное причиняет вред не только пьющему человеку, но и всей его семье. Против этой пагубной привычки ведется постоянная борьба. Но, несмотря на это, от чрезмерного употребления алкоголя люди не перестают гибнуть. Радует лишь тот факт, что современная молодежь в состоянии противостоять пагубным привычкам. Не стоит знакомить подростков с алкоголем, но бытует мнение, что лучше ребенок попробует алкоголь дома, чем будет распивать его на улицах. Ложка красного вина на ужин – это максимум, что может позволить себе растущий организм. Помните, чем позже подросток попробует алкоголь, тем позже его тело начнет давать сбои. После 30 лет организм уже не тот, его часто одолевают хвори, с которыми человеку все сложнее и сложнее бороться. Все, что могут сделать родители, – это уберечь своего ребенка от пагубных привычек, и как можно дальше оттянуть момент дегустации того или иного алкогольного напитка. Нельзя быть уверенным в том, что подросток никогда не употреблял тот или иной спиртной продукт, ведь любознательность еще никто не отменял. Но объяснить ребенку, к чему может привести зависимость, это основная задача родителей, школы и социума. В здоровом теле всегда будет здоровый дух. Что может быть лучше для родителей, чем здоровые и счастливые дети? Если случилось так, что ребенок пристрастился к пагубной привычке и взрослые ничего не могут с этим поделать, лучше не испытывать судьбу. Отведите ребенка к психологу. Это специалист, который поможет выявить первоисточник проблемы, чтобы ее устранить. Многие уверены, что психолог - это не только бесполезная, но и немного неуместная в современном обществе затея. Это не так, такого врача можно посетить анонимно, чтобы избежать многих будущих проблем.
Психологическая безопасность
Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является - психологическая безопасность .
Психологическая безопасность – это такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Цель работы в данном направлении – обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду .
Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются:
-манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
-индивидуально-личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;
-межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми);
-враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты;
- интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
- неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
-невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда;
стрессовое состояние ребенка, выраженное в трудности засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально - личностного развития.
Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до пяти лет: незнакомец - это тот, кого мы не знаем. Вы слышите, как спокойно и не тревожаще это звучит? Ваша цель, начиная с подготовительного к школе класса, - научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже вы научите ребенка отличать знакомых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, "кто есть кто" в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Ребенок должен знать информацию о себе
Понятно, как важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера. Как только он выучит эту информацию, помогите ему "вызубрить" ее как следует. Зачем? Потому что зубрежка поможет ему вспомнить информацию в том случае, когда он попал в беду. Если кто-то спросит у ребенка его фамилию, адрес или телефонный номер, то, даже когда он расстроен или испуган, он все же сможет вспомнить их. Обязательно внушите вашему ребенку, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру, пожарному или телефонистке на коммутаторе.
Вначале попроси разрешения
Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности.
Если вы с самого раннего возраста научите ваших детей спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед домогателями или насильниками, активно применяющими эту уловку. Скажите вашему ребенку, что без вашего разрешения ему нельзя принимать угощения или подарки от людей вне вашего семейного круга. Конечно, вы можете по желанию сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи.
Никаких тайн от родителей
Скажите вашему ребенку: "Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне" и "Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне". В некоторых известных по прессе случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа "убить на их глазах любимых кроликов или котят"; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: "Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне".
Маленьких детей очень легко обмануть и поэтому наши усилия по их обучению должны включать в себя понимание и соблюдение ряд правил. На этой стадии груз ответственности лежит целиком на нас.
Дошколятам крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами". Пенелопа Лич, специалист по детскому развитию, утверждает, что первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Лич говорит, что малыши этого возраста не усваивают смысла общего правила, запрещающего им говорить с людьми, которых они не знают, при одновременном требовании "говорить вежливо с водителем автобуса, говорить "спасибо" лавочнику и слушаться новую няню". И еще: мы приказываем им не разговаривать с незнакомцами, но они видят, как мы делаем это повседневно! Лич убеждена, что детей защитят положительные установки, описывающие "что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется". Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подходи к опекающему тебя взрослому, прежде чем пойти куда-то с кем-либо".
Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это взрослый, которому они доверяют, может чем-то обидеть их. Они уверены, что все опекающие их взрослые заботятся о них и желают им только добра. "До них просто не доходит, что люди, принимаемые ими и их родителями за друзей, могут вести себя как враги", - говорит Лич. Поэтому мы не пытаемся учить дошколят оценкам границ достойного поведения взрослых. И мы не полагаем, что они подготовлены к тому, чтобы воспрепятствовать нападению или насилию. Но мы можем научить их говорить "нет" легко понятному им поведению - ну, например, сказать "нет" "плохим прикосновениям" или людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей. Мы даем им простые правила и ограничиваем их выбор, потому что это доступно их пониманию и соответствует особенностям их мышления.
Самое главное преимущество малышей и дошкольников состоит в том, что они любят правила
Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..." Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам.
Воспользуйтесь стремлением вашего ребенка к логичности. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей. Вам необходимо усиливать это его стремление.
Границы послушания
Похоже, мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, и настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши и дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Поэтому наша задача - рассказать им об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности.
Необходимо, чтобы вы сыграли активную роль в установке границ вашему ребенку. В дальнейшем он сможет устанавливать их для себя сам. Но сейчас вы должны вмешиваться и говорить "да" или "нет". И не забывайте обучать вашего ребенка четкой, понятной информации, например: это безопасно, а это - нет.
Назовем все части тела
В трехлетнем возрасте дети могут начать называть свои части тела и могут усвоить, какие из них интимны. Это важный навык. С дошкольного возраста мы начинаем учить их "бессознательному" языку, включающему слова наподобие названий половых органов. Мы хотим, чтобы они смогли определять и называть все части своего тела не стесняясь. Это означает, что вы должны научить произносить слова "пенис", "вагина" так же спокойно, как они сказали бы слова "локоть", "нос". Мы сами передаем им уровень комфорта, и малыши действуют под стать нам, обучаясь чувствам смущения или беззастенчивости самостоятельно. Все малыши должны уметь определять части своего тела по мере построения своего словаря и общего развития. Кроме того, есть еще одна причина для затрат вашей энергии на обучение малышей построению "словаря тела": в случае домогательства ваш ребенок сумеет точно определить, какие части его тела подверглись насилию. Ребенок должен без колебаний суметь сказать родителям, что "там гуляет человек с висящим наружу пенисом" или что "кто-то пытался потрогать мою вагину".
Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случившееся, и родители не смогут ему помочь.
В чем разница между "хорошо" и "плохо"?
Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные места, необходимо научить их разнице между "хорошими" и "плохими" прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать НЕТ недостойным прикосновениям.
Т. Берри Бразелтон, доктор медицинских наук, считает, что трех-четырехлетним детям необходимо внушить, что их гениталии - интимная часть их тела. Помогите им осознать, что, если они не хотят, чтобы к ним прикасались взрослые, они должны сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: "Это нехорошо. Отпустите меня!" или "Не трогайте здесь - это мои интимные места!"
"Хорошие" прикосновения
· Обнять, когда этого хочет ребенок
· Подержаться за руки
· Нежно обнять ребенка за плечи
· Нежно поцеловать в щеку перед сном
· Покачать или подержать на руках маленьких детей
"Плохие" прикосновения
· Объятие слишком крепкое и долгое
· Непрошеный поцелуй
· Щекотать ребенка после его просьбы "перестаньте!"
· Прикосновения взрослого к интимным местам
· Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его
Позвонить 01
Вмешаться, чтобы защитить
В данном возрасте дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита со стороны взрослого - быть рядом с ребенком и активно устанавливать границы, которые он, возможно, не может еще определять сам.
Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.
Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами. Научите их, что слова лучше объятий и поцелуев. Также научите их, что незнакомые им взрослые, например официанты, продавцы магазинов или посыльные, тоже должны пользоваться словами, а не обнимать их и целовать. На этой стадии вы можете установить простое правило: физически приласкать вашего ребенка могут лишь несколько главных в его жизни людей.
Вначале попроси разрешения
Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности.
Если вы с самого раннего возраста научите ваших детей спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед домогателями или насильниками, активно применяющими эту уловку. Скажите вашему ребенку, что без вашего разрешения ему нельзя принимать угощения или подарки от людей вне вашего семейного круга. Конечно, вы можете по желанию сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи.
Никаких тайн от родителей
Скажите вашему ребенку: "Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне" и "Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне". В некоторых известных по прессе случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа "убить на их глазах любимых кроликов или котят"; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: "Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне".
Основные выводы
Вы можете научить дошколят:
- определять и называть все части тела;
- выучить разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями;
- определять незнакомцев и доброжелательных людей;
- вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;
- звонить по номеру 01 в критическом случае;
- позволять физические ласки только членам семьи;
- просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу;
- рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне.
Психологическая безопасность пребывания детей в дошкольном учреждении
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.
В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.
Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей, самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. Путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо уже с детского возраста. А воспитатель и психолог дошкольного учреждения должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.
Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.
Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.
Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.
Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих готовность к деятельности. Повышенный тонус проявляется в субъективном ощущении внутренней собранности. Низкая работоспособность, вялость, несобранность, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.
Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания, а также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе «безэмоциональное» напряжение, указывает Л.В. Куликов, практически невозможно.
Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на повышенную нагрузку. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила его новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он может быть положительным и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью.
Многочисленными исследованиями доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме и личности, а также ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.
Наличие стрессоров (или угроз) может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии. Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, если нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Родоначальник теории стресса Г.Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс.
Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс, напротив, производит разрушительные действия в организме.
В структуре стресса различают стрессорное воздействие, интерпретацию и оценку ситуации, стрессовые изменения в организме и личности, адаптацию.
Степень устойчивости настроения (как в положительном, так и отрицательном плане) показывает наличие или отсутствие стрессорного воздействия.
Интерпретируются и оцениваются требования ситуации, степень угрозы благополучию и здоровью, возможность человека противостоять ей.
Стрессовые изменения, как отмечают исследователи, вначале наблюдаются на одном органе или сфере личности, а затем уже разворачиваются множественные реакции.
Адаптационный процесс характеризуется доминирующей реакцией человека на стрессовую ситуацию. Это может быть противодействие, приспособление или уход от стрессорного воздействия.
Следует различать физиологический и психологический стрессы.
В динамике протекания физиологического стресса выделяют три основные фазы: истощение, тревога, резистентность (сопротивление). Такая же динамика свойственна и психологическому стрессу, но включение механизмов личностной регуляции усложняет картину. Если при физиологическом стрессе картина ясна, то при психологическом она бывает достаточно неопределенной.
Исследователи отмечают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям. Например, у одного человека при угрожающей психологической ситуации наблюдается повышение артериального давления, а у другого в этой же ситуации оно падает.
Ученые предполагают, что в этом случае основными являются психологические, а не конституционные и физиологические особенности индивида. Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, но дифференцировать их как физиологические и психологические. Кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться хотя бы на элементарном уровне диагносцировать признаки стрессового состояния детей. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства радости и азарта, гнева или страха, тревоги и печали, вины, растерянности, стыда и т.д. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.
Кроме подавленного настроения, имеется еще целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.
3. Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу или, наоборот, агрессивность.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.
5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.
7. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, а также часто отмечается повышение артериального давления.
Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, из-за отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действий его реакция часто бывает неадекватной ситуации.
Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу своей детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. «Я боюсь, не умею, не буду», — пытается достучаться до сознания детей малыш. Ведь именно в этих словах заключается его оценка и интерпретация ситуации. Но когда «глухие и слепые» родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.
Что обычно чувствуют в этой ситуации дети?
Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда — страх.
В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс протекает чаще как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда уже разворачиваются множественные реакции. Но бывает, что признаки стрессового состояния детей взрослые замечают, а вот определить их причину затрудняются. В этом случае разумно обратиться за советом к квалифицированному психологу.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем мы наблюдаем при этом!
Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни, как организация правильного питания, сна и закаливания.
Об организации питания как большой релаксационной паузе в режиме жизнедеятельности детей мы рассказывали выше. Но не менее значима для гигиены нервной системы ребенка правильная организация сна. Еще И.П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами (в конце лекции мы приводим в тезисном изложении главу об организации сна из книги «Профилактика психоэмоционального напряжения детей»).
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности. Об этом подробнее будет рассказано в следующей части нашей лекции.
В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Наши исследования подтвердили, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.
Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведения в отношении своего психического и физического здоровья.
Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами системы лечебно-профилактической работы и физического воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому мы полагаем разумным перейти к рассмотрению этих взаимосвязанных направлений оздоровительной деятельности.
Безопасность ребенка в детском саду и семье
К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком. Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает — это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка. Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода. Различают четыре вида жестокого обращения: 1) физическое, 2) сексуальное, 3) психологическое (эмоциональное) и 4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость). Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно, — от 0 до совершеннолетия. Как часто и где это может произойти с ребенком? С разными видами жестокого обращения дети могут столкнуться: 1) По месту. В кругу семьи — со стороны самых близких людей — матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи — во дворе, на улице, в компании, в образовательных учреждениях, спортивных и т.д. (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых). 2) По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно. Работники дошкольного учреждения вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Тем не менее какие-то из них более типичны для семейного, школьного и так называемого «уличного» взаимодействия ребенка. Например, сексуальное и физическое насилие. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся, как правило, в семье. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется психологическое и физическое насилие? Иногда это сделать совсем не просто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться (скрывая свои синяки), замыкаются в себе, реже — бывают агрессивны по отношению к сверстникам. Подчеркиваем, что важен не один признак, а их сочетание. Приведем общие и конкретные признаки психологического и физического давления для детей дошкольного возраста, которые должны насторожить педагогов. Эмоции — низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение. Поведение — гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство, рассказы о сексуальных домогательствах, якобы происшедших с другими детьми). Интеллект — задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития. Отношения со сверстниками — замкнутость, агрессивность или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми. Физическое состояние — при интенсивных физических наказаниях и пренебрежении ребенком нередко наблюдаются снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, к этим общим нарушениям могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может испытывать отвращение к физическим контактам со взрослым, судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать чувство страха перед возможным порицанием. («А вы не будете меня ругать?» — спрашивает малыш, едва войдя в комнату психолога, которого он видит впервые.) Когда такой ребенок приходит в группу детского сада, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных. «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Как показывает практика, в дошкольном учреждении существуют дети с определенными чертами характера, которые чаще остальных «вызывают огонь на себя», раздражая своим поведением то воспитателей, то сверстников. Конечно, это, прежде всего, дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за несформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Исследования показывают, что, если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы. Воспитателей можно понять, когда агрессивный ребенок вызывает негативные чувства, но при этом педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей (тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков («хулиган», «чума», «драчун»), сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отдаляют их как от детей, так и от педагогов. Главное в этой ситуации — понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие дети не умеют адекватными, социально приемлемыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье, до поступления в детский сад. Лучше постараться показать «трудному» ребенку примеры конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, чем порицать и наказывать его. Необходима также консультация у психолога детского сада, который поможет воспитателю грамотно построить взаимодействие с таким ребенком. В условиях группы детского сада дети очень редко могут причинить друг другу значительный физический вред. Даже агрессивные, драчливые дети понимают, что такое границы дозволенного поведения, за которым зорко следят взрослые. Но что касается негативных психологических переживаний, которые может испытать ребенок от общения со взрослыми и детьми детского сада, то такие явления совсем не редкость. Например, ребенок может сильно переживать из-за того, что:
— воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей; — воспитатель игнорирует, не замечает ребенка; — дети не принимают его в игры («не хотят со мной дружить»); — дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.
Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком. Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
· игнорирование — отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;
· отвержение — чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;
· угрозы, запугивание;
· изолирование — установление ограничения контактов со значимыми для него людьми — бабушкой, отцом;
· развращение — поощрение саморазрушающегося поведения, употребления алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Например, из консультативной практики известны случаи, когда мама или бабушка угрожали ребенку трех лет, запирали его в темной ванне, били по рукам, отчего ребенок был очень замкнут и боязлив, у него не были развиты познавательный интерес, нормальное детское любопытство, непосредственность поведения. Другому мальчику шести лет мама запретила заходить к свекрови в комнату, лишив его тем самым общения с бабушкой. Мальчик тяжело переживал семейный конфликт, тем более что папа применял физические наказания. Рисунки семьи этим мальчиком были выполнены черным цветом, и воспитатели жаловались на его агрессию по отношению к сверстникам. Применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:
· наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
· никаких наказаний для «профилактики», впрок;
· наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать ребенка заслуженной награды и похвалы;
· * лучше не наказывать, если наказание запоздало;
· * после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
· *наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка.
Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным. Причины физического и психологического насилия над детьми имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что также входит в компетенцию психолога. Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье, желания скрыть осуждаемые обществом поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как в большинстве случаев семья, где ребенок подвергается физическому или психологическому давлению, сама переживает сильный стресс. Приведем некоторые важные причины жестокого обращения с детьми:
· Влияние особенностей семейных отношений, супружеских, родительско-детских; перенос родителями негативных способов воспитания, которым они подвергались в детстве (физическое наказание, психологическое давление, эмоциональное отвержение, пренебрежение), на процесс воспитания собственных детей.
· Особенности личности родителей и детей, степень стрессоустойчивости взрослых, их желание изменить привычные способы воспитания на более эффективные.
· Увеличение роста насилия над детьми в периоды резких потрясений в обществе.
· Отсутствие своевременной профессиональной помощи (юридической, психологической, медицинской и т.д.) жертвам насилия и их семьям из-за нежелания обращаться или отсутствия информации о специализированных центрах помощи пострадавшим от насилия (а также о психологических службах, районных социальных и правоохранительных органах).
· Уровень жизни семьи (хотя замечено, что сексуальное и психологическое насилие с одинаковой частотой встречается и в бедных и богатых семьях).
Если говорить о последствиях психологического и физического насилия, то главное — это нанесение ребенку глубокой психологической травмы, которая не заживает особенно долго, если нанесена близкими людьми. Ребенок, как правило, испытывает чувство беспомощности, униженности, собственной малоценности и беззащитности. Чувство вины за происходящее с ним он обращает на себя, а не на обидчика, нередки провалы в памяти из-за желания ребенка забыть о неприятном, различные эмоциональные реакции и нарушения поведения (вплоть до попытки самоубийства). Неоднократное насилие свидетельствует о высокой вероятности его повторения. Особенно в тех семьях, где один из членов семьи страдает хроническими заболеваниями — алкоголизмом, наркоманией. В этой ситуации воспитатель может оказаться первым и нередко единственным лицом, которому ребенок доверит свою тайну. Что в этом случае должен предпринять педагог, чтобы насилие над ребенком было прекращено?
· Посмотреть правде в глаза, завоевать доверие, внимательно выслушать ребенка (в таких случаях только 3% детей фантазируют), не упрекать его, что не сказал раньше.
· Поговорить с членом семьи, который жестоко обращается с ребенком, обсудить с ним вместе более педагогичные методы воспитания, попытаться разрешить конфликты в семье (лучше обратиться за помощью к семейным психотерапевтам).
· Если педагог испытывает затруднения, то лучше обратиться за консультацией к специалистам (психологи из кризисных центров, социальные службы).
· В наиболее острых и тяжелых случаях принимать меры немедленно, ни в коем случае не надеяться, что насильник остановится и ситуация разрешится сама собой.
Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о перенесенном насилии, в том числе и сексуальном? В этом случае взрослому, которому ребенок доверил свой секрет, следует помнить, что ребенку для этого потребовалось очень большое мужество. Нельзя дать почувствовать ребенку, что вы сомневаетесь в правдивости его слов. Следует похвалить ребенка, что он сказал об этом, заверить его, что вы никому не расскажете, если ребенок этого хочет. Нельзя также показывать ребенку свое отвращение, испуг, ругать взрослых членов семьи ребенка, так как он может быть к ним очень привязан. Нужно учитывать, что дети, как правило, в таких ситуациях возлагают вину за происшедшее с ними на себя, а не на обидчика. Следует спокойно объяснить ребенку, что вы готовы помочь прекратить причинение ему обид, что это нужно также и обидчику ребенка. Тайну ребенка нужно сохранять до тех пор, пока не станет ясно, что ему в таком положении оставаться дальше нельзя. В этом случае ребенку нужно сказать, какие меры вы собираетесь предпринять. Если воспитатель видит, что ребенок рассказывает о неприятных событиях другим детям группы, то лучше реагировать на это внешне нейтрально, не давать оценок случившемуся. Похвалить ребенка, сказав ему, что его сообщение очень важное. Также нужно постараться уделить ребенку максимум внимания и оградить его от нежелательных реакций других детей («Давай эту проблему обсудим с тобой вдвоем»). Если же ребенок стал жертвой насилия незнакомого взрослого, то педагогу нужно помнить, что родители тоже пребывают в шоке и им самим требуется экстренная помощь. Родители могут скрывать эту информацию от других людей из-за чувства стыда, вины перед ребенком, растерянности, неверия в получение квалифицированной помощи, отсутствия информации о специальных реабилитационных центрах и социальных службах, которые занимаются этими проблемами. Педагоги и психологи ДОУ не должны брать на себя ответственность, если требуется специальная медицинская экспертиза. Работникам детского сада следует помнить, психологическое и физическое насилие (тайное или явное) совсем не редкость и нужно быть готовым распознавать эти случаи и уметь принимать адекватные меры для их разрешения. Очень важна готовность взрослых (родителей, педагогов, психологов, медработников ДОУ) идти на сотрудничество, соблюдая необходимую степень конфиденциальности информации. Все эти необходимые меры помогут специалистам скорее и эффективнее сгладить негативные последствия жестокого обращения с ребенком, посещающим дошкольное учреждение.
Дополнительные рекомендации (ссылка) |